Содержание
Отложенная загрузка рекламы

Ставки платы за НВОС на 2026 год: что изменилось и как рассчитать

С 1 января 2026 года вступают в силу существенно повышенные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Для большинства загрязняющих веществ размер платежа увеличится в несколько раз, а некоторые ставки будут расти ежегодно вплоть до 2030 года. Организациям необходимо перестроить финансовые планы и переформатировать систему расчётов.

Основные изменения в системе платежей

Правительство Российской Федерации распоряжением от 1 сентября 2025 года № 2409-р утвердило новый пакет ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующих с 1 января 2026 года и сохраняющихся до конца 2030 года. Документ вносит кардинальные изменения в систему экологических платежей, которые действовали более 30 лет с 1991 года.

Ранее применяемые ставки платы за НВОС на 2025 год заменены новыми размерами для всех категорий загрязняющих веществ и отходов. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду дифференцированы в зависимости от вида вещества, его токсичности и экономического ущерба, который оно наносит природе.

Размеры ставок платы в 2026 году

Для расчёта платежей необходимо различать три типа негативного воздействия: выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов.

Основные загрязняющие вещества

Диоксид азота и аммиак: плата составляет 219 рублей за тонну в 2026 году

Взвешенные твёрдые частицы PM₁₀: 163,8 рубля за тонну в 2026 году

Более мелкие частицы PM₂,₅: 287,8 рубля за тонну в 2026 году

Высокотоксичные вещества

Бенз(а)пирен: 982 931,5 рубля за тонну в 2026 году с возрастанием к 2030 году

Диоксины (экстремально опасные): 21 144 530 000 рублей за тонну (фиксированная ставка на весь период 2026–2030 годов)

Соединения никеля: 9829,5 рубля за тонну в 2026 году​

Барий и его соли: 2457,4 рубля за тонну в 2026 году, возрастая до 49 147,7 рубля к 2030 году

Ставки за размещение отходов

По классам опасности

I класс (чрезвычайно опасные): 7620,6 рубля за тонну

II класс (высокоопасные): 3266 рублей за тонну

III класс (умеренноопасные): 2177,7 рубля за тонну

IV класс (малоопасные): 1088,3 рубля за тонну

V класс (практически неопасные): дифференцированные ставки от 1,8 до 65,8 рубля за тонну в зависимости от отрасли (от 1,8 рубля в добывающей промышленности до 65,8 рубля в перерабатывающей)

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) IV класса

2026 год: 190 рублей за тонну

2027 год: 412,5 рубля за тонну (ориентировочно)

2028 год: 535 рублей за тонну (ориентировочно)

2029 год: 679 рублей за тонну (ориентировочно)

2030 год: 823 рубля за тонну (ориентировочно)

Это изменение коснулось организаций, занимающихся вывозом и размещением твёрдых бытовых отходов, включая управляющие компании многоквартирных домов

Точка Банк
Тип организации

Все типы организаций, ИП, ООО

Форма налогообложения

Все, ОСНО, ПСН, УСН

Оформление онлайн

Да

Повышающие коэффициенты и дополнительные платежи

Базовые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) применяются с использованием специальных коэффициентов, которые корректируют размер платежа в зависимости от конкретных условий деятельности организации.

Коэффициент индексации 1,045 на 2025–2026 годы

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2025 № 1034, в 2025 году для большинства ставок платы за НВОС применяется коэффициент 1,045, который учитывает инфляцию. Этот коэффициент заменил коэффициент 1,32, который применялся в 2024 году. На 2026 год планируется применение аналогичного или скорректированного коэффициента индексации.

Важно отметить, что коэффициент 1,045 не применяется к 27 веществам, выбрасываемым в атмосферный воздух, и 14 веществам, сбрасываемым в водные объекты (перечислены в пункте 2 Постановления № 1034). Для этих веществ ставка берётся в чистом виде из Распоряжения № 1852-р без применения коэффициента.

Дополнительные коэффициенты

Коэффициент 2 используется для ставок платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами (национальные парки, заказники, санатории, курортные зоны, зоны экологического бедствия). Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2024 года № 1290 этот коэффициент был распространён также на объекты, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 2024–2025 годов. На 2026 год коэффициент 2 сохраняется для указанных территорий.

Удвоение платежей обусловлено повышенной уязвимостью и медленным восстановлением экосистем указанных территорий.

Стимулирующие коэффициенты

Стимулирующие коэффициенты используются для мотивации организаций внедрять доступные технологии, снижать загрязнение окружающей среды и внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ).

Коэффициент 0

Применяется за объём выбросов и сбросов в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте НВОС, а также за объём отходов, утилизированные с момента образования или переданные для утилизации в установленные законом сроки

Коэффициент 1

Применяется, если организация соблюдает все нормативы допустимых выбросов (НДВ) и нормативы допустимых сбросов (НДС), установленные в проектах ПДВ, ПДС, ПНООЛР или ДВОС; это касается также размещения отходов в пределах установленных лимитов

Коэффициент 25

Применяется, если:

  • превышены нормативы допустимых выбросов (НДВ) или сбросов (НДС), но организация получила разрешение на временно разрешённые выбросы (ВРВ) и временно разрешённые сбросы (ВРС), согласовав временные лимиты с государственными органами
  • превышены лимиты на размещение отходов, но происходит в пределах установленных лимитов или указанных в ДВОС
  • объём выбросов или сбросов превышает установленные нормативы для объектов III категории

Коэффициент 100

Применяется в следующих ситуациях: для объектов I категории: если объём выбросов (сбросов) превышает установленные контрольные экологические показатели (КЭП)

  • для объектов II категории: если объём выбросов (сбросов) превышает указанные в Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС)
  • если разрешений на выбросы, сбросы или размещение отходов нет вообще

Практическое применение

Получение разрешения на временные выбросы и сбросы является эффективным способом снижения штрафных коэффициентов: при превышении нормативов без разрешения применяется коэффициент 100, но при наличии согласованных временных лимитов штрафной коэффициент снижается до 25. Это даёт организациям экономическое стимулирование для оформления необходимых разрешений и согласований с природоохранными органами.

Базовые ставки платы за НВОС применяются ко всем организациям одинаково, однако существуют ситуации, при которых коэффициент платы за НВОС увеличивается.

Индексация ставок за размещение отходов

Ставки платы за НВОС при размещении отходов I–V классов опасности (кроме твёрдых коммунальных отходов) будут подвергаться ежегодной индексации посредством дополнительного коэффициента, который Правительство РФ устанавливает каждый календарный год. Это означает, что фактические размеры платежа могут отличаться от базовых ставок на дополнительный процент, который определяется государством ежегодно.

Ежегодный рост ставок до 2030 года

Важная особенность утверждённой системы ставок платы за НВОС заключается в том, что для большинства загрязняющих веществ предусмотрено ежегодное повышение размеров платежей. Это не разовое увеличение, а поэтапный рост на протяжении пяти лет.

Например, ставка платы за выброс диоксида азота начинается с 219 рублей за тонну в 2026 году и возрастает до 1965,9 рубля к 2030 году — это более чем девятикратное увеличение за пять лет. Для твёрдых коммунальных отходов ставка возрастает с 190 рублей в 2026 году до 823 рублей в 2030 году — это также существенный рост в 4,3 раза.

Для соединений никеля ставка составляет 9829,5 рубля в 2026 году и достигнет 196 590,6 рубля к 2030 году. Такой графический рост требует от организаций планировать бюджет с учётом перспективного увеличения экологических платежей.

Найдите выгодные условия РКО
для вашего бизнеса
Получить консультацию

Откройте счёт на выгодных условиях: 0 ₽ за обслуживание, льготные комиссии, быстрое подключение.

Оставьте заявку — эксперт поможет выбрать банк с лучшими условиями для вашей деятельности.






    Влияние на отрасли и тарифы

    Повышение размеров ставок платы за НВОС затронет различные отрасли экономики неравномерно. Наибольший финансовый удар испытают водоканалы, теплоэнергетические организации, предприятия по управлению отходами и промышленные компании с высокими объёмами выбросов. По предварительным расчётам, для организаций водопровода и водоотведения размер платежей за сброс загрязняющих веществ может увеличиться в разы — с сотен миллионов до миллиардов рублей ежегодно.

    Многие экономисты и представители бизнеса предупреждают, что рост экологических платежей будет инкорпорирован в тарифы на коммунальные услуги, электроэнергию и водоотведение, что повлечёт заметное повышение стоимости услуг для конечных потребителей. Однако Минприроды аргументирует необходимость повышения ставок требованиями экологической безопасности и необходимостью стимулирования инвестиций в природоохранные мероприятия.

    Рекомендации по подготовке к новым ставкам

    • Провести аудит источников выбросов и размещения отходов. Организациям следует детально проанализировать все источники НВОС и объёмы выбросов, сбросов и отходов, которые возникают в производственном процессе. Это потребуется для точного расчёта платежей в новой системе. ​
    • Скорректировать финансовые прогнозы. Бюджеты на 2026–2030 годы должны быть переформатированы с учётом ежегодного повышения ставок платы за НВОС. Рекомендуется заложить в план ожидаемый рост платежей на каждый год периода.
    • Определить статус объектов. Организациям, работающим в районах Крайнего Севера или на охраняемых территориях, необходимо проверить применение коэффициента 2 и убедиться, что ставки рассчитываются с его учётом.
    • Инвестировать в экотехнологии. Повышение платежей за НВОС стимулирует внедрение более чистых и экологичных производственных технологий, которые снизят объёмы выбросов и, следовательно, размеры платежей.
    • Проверить сроки уплаты. Итоговые платежи за НВОС вносятся до 1 марта года, следующего за отчётным. Авансовые платежи для крупных организаций перечисляются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, наступающего после окончания квартала.

    Пример расчёта платы за НВОС в 2026 году

    Исходные данные:
    Организация за 2026 год размещает 100 тонн твёрдых коммунальных отходов IV класса опасности на полигоне. Объект находится на территории, не относящейся к району Крайнего Севера и не имеет статуса особо охраняемой природной территории.

    1. Определяем базовую ставку для 2026 года:
      Согласно утверждённому перечню, ставка платы за ТКО IV класса в 2026 году составляет 190 рублей за тонну.
    2. Проверяем коэффициенты:
      Для твёрдых коммунальных отходов установлен фиксированный размер ставки и, как правило, не применяется инфляционный коэффициент 1,045 (его используют для других категорий отходов и загрязняющих веществ).
      Если бы предприятие располагалось на особо охраняемой территории либо в районе Крайнего Севера, применялся бы дополнительный коэффициент 2.
    3. Расчитываем итоговую сумму платежа:
      Основная формула:

    Плата=Ставка платы×Масса отходов

    Базовый расчёт:

    Плата=190 руб.×100 тонн=19 000 рублей

    Если применяется коэффициент 2 (например, для Крайнего Севера):

    Плата=190 руб.×2×100 тонн=38 000 рублей Плата=190руб.×2×100тонн=38000рублей

    1. Сроки уплаты:
      Платеж за НВОС перечисляется не позднее 1 марта 2027 года за 2026 год. Декларация о плате подаётся до 10 марта 2027 года.

    Рекомендации при расчёте:

    • Всегда уточняйте, какой коэффициент применим к ставке: для ТКО IV класса обычно берётся именно заявленная в постановлении ставка без дополнительной индексации, но для других видов отходов и веществ коэффициент может изменяться ежегодно.
    • Если сомневаетесь, проконсультируйтесь с региональным отделением Росприроднадзора или экологическим консультантом.

    Вывод:
    В 2026 году для большинства организаций базовая ставка за 100 тонн ТКО IV класса опасности составит 19 000 рублей. На специальных территориях сумма возрастёт — и потребуется учитывать дополнительные коэффициенты по закону.

     

    Ставки платы за НВОС на 2026 год представляют собой радикальное изменение в системе экологических платежей в России. Для большинства организаций платежи возрастут существенно, а для некоторых отраслей это может составить сотни миллионов рублей дополнительных ежегодных расходов. Руководство организаций обязано незамедлительно переоценить финансовые обязательства, связанные с платой за НВОС, и внести коррективы в бюджетные планы. Использование повышающих коэффициентов и ежегодной индексации требует от бухгалтеров повышенного внимания при расчётах. Организации, заинтересованные в оптимизации расходов, должны рассмотреть вопрос внедрения экологичных технологий и снижения объёмов выбросов, сбросов и размещения отходов. Своевременная и точная уплата платежа за НВОС в соответствии с новыми ставками остаётся обязательным условием деятельности каждого предприятия и ИП, занимающихся хозяйственной деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду.

    Сравните тарифы и сроки регистрации бизнеса на нашей витрине

    Содержание
    Подписаться на рассылку




      Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.

      Не торопитесь уходить:

      Давайте поищем подходящий сервис вместе? Попробуем?
      Оставляйте заявку, мы с радостью поможем